Раневская Ф.Г. – легендарная русская и советская актриса театра и кино
Краткая биография
Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (15 [27] августа 1896, Таганрог – 19 июля 1984, Москва) – прекрасная, талантливая и интересная русская и советская актриса театра и кино, покорившая старую Россию и весь Советский Союз.
«Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться».
Актриса удостоена звания Народной артистки СССР. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.
Её называли скандальной особой, язвительной дамой с искромётным юмором и философом с сигареткой в зубах. Её боялись и боготворили одновременно. Одни искали с ней встреч, а другие избегали. Такой всем запомнилась артистка, которая, прячась за незаурядной личностью, была одинокой и ранимой.
Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в состоятельной еврейской семье в конце августа 1896 года в Таганроге. Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом, владел предприятием по производству красок, имел магазин, дома и пароход.
Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.
После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.
К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища. В следующие пару лет она успела понемногу поработать в театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.
Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Родители, братья и сестра актрисы покинули Россию и поселились в Праге. Но был и счастливый момент – девушку приняли в столичный Театр актёра. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом перешла в более известный столичный Камерный театр.
В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр им. Моссовета, на сцене которого появлялась четверть века. Здесь она исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).
Пребывание в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Юрием Завадским, что нашло отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Раневской.
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году в фильме М.Ромма «Пышка». В 1939–1941 годах – актриса киностудии «Мосфильм», в 1941–1943 – Ташкентской киностудии (ныне Узбекфильм).
В кино Раневская играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». На киноэкране могла быть и вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), и экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). В истории отечественного кино навсегда остались её роли в чеховских экранизациях – «Человек в футляре» и «Свадьба». Примечательным низким голосом актрисы говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).
Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати – в кино.
WSESW.RU – сайт, который не оставит вас равнодушными. Опубликованные здесь материалы поднимут ваше настроение и сделают вашу жизнь интересней. Читайте, улыбайтесь, смейтесь и радуйтесь жизни!